Давайте прославим Шрилу Гопала Бхатту Госвами! В течении четырех месяцев чатурмасьи Шри Чайтанья Махапрабху путешествовал по южной Индии. Он направился в храм Ранганатхаджи. Там Он начал танцевать и петь сладостный киртан, и это привлекло много людей. Одна очень уважаемая семья пригласила Шри Чайтанью Махапрабху остаться с ними на все четыре месяца чатрурмасьи. Чайтанья Махапрабху принял это приглашение и жил на берегу реки Кавери в специально отведенной для Него комнате, предоставленной этой уважаемой семьей.
Глава этой семьи был известен как Тримала Бхатта, у него было два младших брата, которых звали Прабходананда Сарасвати и Венката Бхатта, последний был отцом Гопала Бхатты. Все трое они были инициированы в линии Шри Рамануджи в Шри Самрадайе и были известны по всей Южной Индии как очень образованные и знающие люди. Чайтанья Махапрабху совершал киртан в доме Венката Бхатты и рассказывал хари-катху всем, кто присутствовал там. Так он провел там месяц и за это время вся семья полностью изменилась. До встречи с Махапрабху они поклонялись Шри Лакшми-Нараяне, но теперь, благодаря общению со Шри Чайтаньей Махапрабху, все они стали вайшнавами, которые поклоняются Божественной Чете Шри Шри Радхе и Кришне. Это очень длинная история, вся семья стала Гаудия-вайшнавами.
Юноша Гопал Бхатта служил Чайтанье Махапрабху как только мог, пока Махапрабху оставался с его семьей. Когда Махапрабху шел в священную реку Кавери, чтобы принять омовение, Гопал Бхатта обычно шел с Ним, неся Его одежду, дор и каупину. После омовения Махапрабху возвращался к Себе в комнату, а Гопал Бхатта брал Его мокрую одежду, чтобы постирать и посушить ее. Также он готовил и делал все, что необходимо для Махапрабху. Он проводил в служении и день и ночь, поэтому Махапрабху был очень доволен им.
Гопал Бхатта был не только замечательным слугой Шри Чайтаньи Махапрабху, но также очень образованным человеком, потому что его обучал его дядя, Прабходананда Сарасвати, который славился знанием писаний и ученостью и был величайшей личностью того времени. Прабходананда Сарасвати знал Веды, Упанишады, «Веданта-сутру» и, в особенности, «Шримад Бхагаватам». Он написал много книг и более того, Чайтанья Махапрабху превратил его в расика-вайшнава – осознавшую себя душу, которая наслаждается трансцендентными настроениями. Это принесло плоды в форме его книг, подобных «Шри Радха-раса-судханидхи», которые сияют как бриллианты.
Путешествуя, Чайтанья Махапрабху обнаружил книги «Кришна-карнамрита» и «Брахма-самхита». Там была еще и третья книга, которая стала очень важной для ачарий нашей преемственности, и они регулярно приводили шлоки на санскрите оттуда. «Кришна-карнамрита» в какой-то степени склоняет нас в сторону Шри Кришны и показывает Его как Верховную Личность Бога. Но «Радха-раса-судханидхи» больше проникнута настроениями мадхурья-расы или трансцендентной невероятной любви, где Прабходананда Сарасвати возносит молитвы Радхике, как госпоже Шри Кришны. Кришна всегда желает служить Шримати Радхике и Прабходананда Сарасвати молится о том, чтобы быть ее служанкой. Это самое возвышенное настроение всех Гаудия-вайшнавов. Шрила Рупа Госвами, Шрила Рагхунатха Дас Госвами и Шрила Гопала Бхатта, приняли это настроение Радха-дасьи и не желают ничего другого. Они желают видеть, как Кришна служит Шримати Радхике. Все они хотят служить Шримати Радхике.
Только посмотрите, во время танца раса, во Вриндаване, гопи катались по земле, плакали и искали Кришну: «О, Кришна, Кришна, где Ты? Без тебя мы умрем». Но с другой стороны, Прабходананда Сарасвати, написал в «Радха-раса-судханидхи»: «Почему Гопи должны плакать и сокрушаться по Кришне? Кришна должен плакать и кататься по земле, сокрушаясь: "О, Шримати Радхика, где ты? Я умираю без тебя"». Кришна должен искать ее повсюду и в рощах и в горах, Он должен желать встретиться с ней и взять пыль с ее лотосных стоп. Это самое возвышенное настроение, данное Госвами в их книгах, особенно в «Шри Чайтанья-чаритамрите».
Гопал Бхатта Госвами впитал все эти истины от Шрилы Прабходананды Сарасвати и поэтому Прабходананда Сарасвати считается его гуру-пада-падмой (гуру). Попробуйте просто представить, насколько расика, бхавука (исполненный трансцендентных эмоций) и насколько ученым был Гопал Бхатта Госвами. После того как Чайтанья Махапрабху оставил Шри Рангам, Гопал Бхатта Госвами стал сходить с ума из-за желания встретиться с Ним и служить Ему. Но Махапрабху наставил его: «Ты должен служить своему отцу, поскольку он не просто твой отец, но еще и гуру. (Все три брата были ачарьями в сампрадайе Рамануджи и все они были очень просвещены и наставляли Гопала Бхатту. По этой причине его отец был для него шикша-гуру. Прим.ред.) Ты должен служить ему, а потом отправляйся к своим старшим братьям, Рупе и Рагхунатхе во Вриндаван и оставайся там».
После ухода Венкатта Бхатты, Прабходананда Сарасвати оставил дом и направился во Вриндаван. Он жил там в Камьяване и других двенадцати лесах Враджа. В настроении разлуки он обычно взывал: «О, где ты, Шримати Радхика? Лалита, Вишакха, где вы?». Он всегда плакал и катался по земле.
Гопал Бхатта стал размышлять над тем, где ему жить и как обрести лотосные стопы Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому он оставил свой дом. Сначала он хотел пойти в Пури, но не мог этого сделать, служа своим родителям. После того как они оставят этот мир, он может пойти во Вриндаван к лотосным стопам Шрилы Санатаны Госвамипада и Шрилы Рупы Госвамипада. Поэтому он обдумывал путь ведущий во Вриндаван. По пути туда он зашел в Гималаи, где текла река Гомати. Омываясь в воде, он увидел огромную шалаграма-шилу, которая подплыла к нему и казалось, что хотела сказать: «я буду принимать твое служение, пожалуйста, служи мне». Поэтому он взял эту шилу и стал прикладывать ее к голове, глазам, прижимать к груди и сердцу. Он забрал ее во Вриндаван, где повстречал Рупу и Санатану. Они обняли этого очень чистого расика-вайшнава. К тому времени Шри Чайтанья Махапрабху оставил этом мир. (Чтобы узнать больше о разлуке Гопала Бхатты с Махапрабху вы можете прочитать книгу «Бхакти-ратнакара». Прим.ред.)
Однажды во Вриндаване, Гопал Бхатта Госвами отправился в Радха-Раман-Гхеру, рядом с местом Нидхуван. Это очень сокровенное и святое место Радха-Кришны. Он думал: «Как мне служить моей шиле?» Он хотел видеть глаза Господа, Его лицо и руки, изогнутый в трех местах образ Господа. Он хотел украшать Его во время Джулана-ятры. И днем и ночью он очень мучился, думая: «Как же мне служить ему? Если он не примет Свой удивительный образ, изогнутый в трех местах, с улыбающимся лицом и флейтой, то как я все это буду делать? Было бы замечательно, если бы он проявил себя таким образом, и я мог бы занимался служением Ему». Однажды посреди ночи Шалаграм сказал ему: «О Гопал Бхатта, посмотри каким я стал красивым! Гопал Бхатта проснулся, отправился к божеству и увидел, что его шила превратилась в Радха-Рамана. У него было лицо Гопинатха, грудь Говинды, а стопы Мадан-Мохана. Поэтому Говинда, Гопинатх и Мадан-Мохан проявились в Нем − три в одном Радха-Рамане. Шрила Гопал Бхатта был очень счастлив видеть это. Он позвал других госвами и они были удивлены, думая, что бхакти так прославлено, что шалаграма-шила превратилась в Радха-Рамана, в божество. И все это по желанию Гопала Бхатты Госвами, вот такой он был первоклассный вайшнав. Он был также дорогой служанкой Шри Радха-Кришны − Гуна-манджари. Благодаря его молитвам шалаграм превратился в Радха-Рамана.
Гопал Бхатта был не только расика- и бхавука-бхактой, но также был очень разумным и знающим − все веды и писания Рамануджи были в его голове. Это было, потому что до встречи с Махапрабху он был последователем Рамануджа-сампрадаи и учился под руководством отца и дядюшек. Шрила Санатана Госвами рассказал ему правила и предписания в соответствии с вайшнавским этикетом, благодаря которым он смог обрести необходимые качества для поклонения Радхе и Кришне или любому другому божеству из категории Вишну-таттвы. Санатана Госвами рассказал ему правила принятия санньясы, дикши и мантры, квалификацию ученика и что значит быть настоящим Гуру. Далеко не каждый может быть настоящим Гуру и трудно найти квалифицированного ученика. Только тот, кто отречен от мирских желаний и знает все веды и вайшнавские писания, кто обрел хоть немного осознания в служении Радхе и Кришне может быть гуру не зависимо от касты и вероисповедания.
киба випра киба ньяси шудра кене ной
эй кришна таттва ветта сей гуру хой
(«Шри Чайтанья Чаритамрита», Мадхья-лила, 8.128)
Любой, знающий науку о Кришне может быть гуру. Тот, кто знает Кришну, Шримати Радхику и самого себя, кто служит Радхе и Кришне, и тот, кто любит их, совершая према-севу, а не просто поклонение – является гуру. Тот, кто повторяет не менее лакха харинамы каждый день и контролирует Кришну своей любовью в сердце − является гуру. Тот, кто может взять Кришну и поместить Его в сердце своего ученика − является гуру. Так вы можете понять качества настоящего учителя – гуру. Тот, кто получил гуру подобного этому − очень удачлив.
Нам так повезло, что мы являемся прямыми учениками нашего гуруджи, а он в свою очередь был учеником Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Также очень удачливы те, кто являются учениками Бхактиведанты Свами Махараджа. Обрести Квалифицированного гуру − это большая удача.
Гопал Бхатта написал книгу со всеми указаниями и правилами, называемую «Хари-бхакти-виласа». Название этой книги очень красивое, оно означает: Цветущий, красотой своей юности Хари постоянно наслаждается любовными играми (виласа). Хари это Кришна, который забирает сердце Шримати Радхики. Он Хари, который всегда танцует и поет в сердцах Шримати Радхики и других гопи. Он и есть этот Хари.
Прежде всего Санатана Госвами дал Гопалу Бхатте несколько идей. Он подсказал ему как собрать доказательства из священных писаний, таких как Пураны, нигама и агама. Гопал Бхатта сделал это и представил свою работу Шриле Санатане Госвами и тот подсказал ему как выбрать стихи, соответствующие учению Шри Чайтаньи Махапрабху. Позднее Гопал Бхатта завершил свою работу над этой книгой. Некоторые люди сомневаются, кто написал эту книгу − Санатана Госвами или Гопал Бхатта Госвами? На самом деле эта книга проявилась по милости Шри Чайтаньи Махапрабху в сердцах у обоих. Он вдохновил их двоих написать ее. Так Гопал Бхатта Госвами написал «Хари-бхакти-виласу», «Сат-крия-сара-дипику», пролил свет на суть ритуалов, совершаемых в поклонении преданными. Он также помогал Шриле Дживе Госвами опубликовать «Сад Сандарбхи». Он написал комментарий к книге Шрилы Билвамангалы Тхакура «Шри Кришна Карнамрита».
Мы должны пытаться следовать руководству, которое он дал по постройке храмов и установлению божеств, а также в принятии дикши и мантры. Различные этапы инициации в действительности нельзя называть: первая инициация, вторая инициация и так далее… есть только одна инициация, которая приходит к вам как харинама, а потом как дикша. По беспричинной милости Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж дал вам простую грамматику на этот случай. Поэтому он ввел эти понятия, как первая инициация и так далее. Процесс дикши предназначен помочь вам сделать повторение вашей харинамы совершенным. Дикша, которую называют второй инициацией очень важна. Некоторые люди думают, что дикша более важна, чем повторение харинамы, но вы должны знать, что харинама более возвышена.
Парам виджаяте шри кришна санкиртанам…
Святое имя − это сам Кришна. Благодаря дикша-мантрам человек развивает отречение от мира, уходят его привязанности, а также эта мантра проявляет ваши личные отношения с Кришной. По этой причине Шрила Гурудев дает сначала харинаму ученику, а потом дикшу, которая в свою очередь делает ученика способным повторять имена с чувством родственности к Шри Радхе и Шри Кришне. Таким образом повторение святого имени учеником становится чистым и, в конце концов проявляется, как божественная чета Шри Шри Радха-Кришна.
Вся эта деятельность была описана в «Хари-бхакти-виласе» и также в «Сат-крия-сара-дипике». Тот, кто принимает прибежище у Шри Радхи и Кришны и чистых вайшнавов не должен поклоняться полубогам. Скорее он должен поклоняться и служить Шри Рупе Госвами, Санатане Госвами, Ямуне, Говардхану, Радха-кунде, Шьяма-кунде, Вринде Деви, Лалите Деви и Вишакхе Деви и другим подобным им. Нужно избегать поклонения Рукмини-Рамане, Сатьябхама-Рамане и Матхуреша-Кришне. В противном случае вы не разовьете квалификацию, чтобы войти в Кришна-Вриндаван. Шрила Гопал Бхатта Госвами объяснил, как следовать всему этому. Церемония бракосочетания должна также совершаться в соответствии с предписаниями Гопала Бхатты. Не нужно поклонятся Ганеше и другим, подобным божествам. Его книга объясняет также все, что касается ухода вайшнава-санньяси, как дать ему самадхи. И очень ясно объясняются десять самскар – очистительных церемоний.
Мы все очень удачливы, что пришли в линии Шрилы Гопала Бхатты Госвами, мы очень обязаны ему и Шриле Санатане Госвами, а также Шриле Рупе Госвами.
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж,
26 октября 1996 года