ЦЕЛЬ СВЯЩЕННЫХ ПИСАНИЙ - ВЫЗВОЛИТЬ ЛЮДЕЙ ИЗ ПАДШЕГО СОСТОЯНИЯ И ВОЗВЫСИТЬ
Они очень любят вкус мяса. В целом соответственно стадии развития духовного знания, соответствующая концепция Бога дается людям, поскольку определенная категория людей не может не есть мясо, то шастра и садху посылается на этот нижайший уровень. Это дается с целью возвысить их. Так подобная система существует с этой целью. Шастра не утверждает, что ты должен делать те или иные вещи, но поскольку человек не в состоянии отказаться от своих животных наклонностей, то шастра приходит к нему в этом положении и предписывает: ешь, скажем, немного, в небольших количествах и не всегда, а время от времени, — таким образом человека пытаются возвысить.
Шастра не говорит, что ты должен делать эти вещи, но поскольку люди не могут не делать, их ментальность, привычки настолько низки, то по воле Бога писания и садху данной категории посылаются на этот уровень с тем, чтобы возвысить людей, вызволить их из этого плачевного состояния. Поэтому говорят: «Если ты ешь человеческую плоть, то делай это в определенных рамках. Если ты пьешь алкоголь, делай это в определенных обстоятельствах. Если ты не в состоянии отказаться от женского общества, делай это в определенных рамках». Таким образом шастры приходят, чтобы спасти людей, возвысить их. Обычные люди говорят: «Наши шастры и шастры высшего порядка равнозначны», возникают конфликты. Но в действительности шастры, да, шастры исходят из одного источника, но идея такова: возвышение падших.
Шастры нисходят на низший уровень и посылаются также соответствующие садху, но цель состоит в том, чтобы постепенно возвысить людей, — так сказано в «Бхагаватам». Нет прямого предписания делать что-то, но поскольку ты не можешь не делать, то в таком положении тебе рекомендуется что-то с определенными ограничениями. Такой дается совет, и он призван содействовать определенному возвышению.
Цель священных писаний состоит в том, чтобы возвысить людей, вызволить их из этого падшего состояния, но эти люди думают, что эта шастра и шастра высшего порядка равноценны. Но в целом они не обладают равной ценностью. Ману говорит: «Я предписываю делать то-то и то, принесение в жертву животных и прочее, я делаю это лишь с целью спасения падших. Однако это не означает, что я приказываю».
Эта шастра не равноценна высшей шастре, нивритти-маргу. Нивритти-марг и праврити-марг не равнозначны. Здесь высшего типа, здесь низшего типа — нивритти и праврити. Люди, которые избегают всех этих явлений находятся на более высоком уровне. Тамасика, раджасика, сатвика — подобная градация присутствует, и люди, опираясь на авторитет тамаса-шастры, где разрешено насилие, могут утверждать: «Наши шастры столь же хороши, сколь и ваши. Я тоже поступаю соответственно предписаниям шастр, в чем проблема? Нет различий между вашей шастрой и моей».
Миссия Рамакришны утверждает, что всё равноценно, все пути ведут к Богу. Буддисты пришли и выступили против этого убийства животных, реакция возникла: «Мы, буддисты, не признаем авторитет всех этих шастр, если Веды позволяют творить химсу (насилие), мы отвергаем Веды. Никакого насилия, поскольку под именем религии вы совершаете насилие, то мы не признаем ни Веды, ни родственные писания». А когда пришел Шанкарачарйа, он под прикрытием Веды вдохновил людей всё это делать. Всё, что ты делаешь, всё это… Нирвишеш брахма — это нечто истинное, а все эти боги по большому счету ложны. Можно принять любого из них, тамасика, раджасика, сатвика. Нарайана, по его мнению, сатвика, Брамха — раджасика, а Шива и Деви — тамасика, но в конечном счете все это ложно, нирвишеш брахман есть всё и вся.
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж
Навадвип-дхам 05 июня 1982 года