День Ухода Шрилы Мукунды Датты. "Чайтанья-Чаритамрита" Ади-лила, 10.40:
Еще одна ветвь древа Чайтаньи,
Мукунда Датта, был школьным товарищем Господа. Господь Чайтанья танцевал под его пение.
Комментарий Шри Шримад Бхактиведанты Свами Прабхупады:
Шри
Мукунда Датта родился в районе Чаттаграма, в деревне Чханхара (полицейский участок Пития). Эта деревня расположена примерно в тридцати километрах от дома Пундарики Видьянидхи. В «Гаура-ганоддеша-дипике» (140) говорится:
врадже стхитау гайакау йау
мадхукантха-мадхувратау
мукунда-васудевау тау
даттау гаурага-гайакау
«Во Врадже было двое замечательных певцов, которых звали Мадхукантха и Мадхуврата. В чайтанья-лиле они родились как
Мукунда Датта и Васудева Датта, певцы из близкого окружения Господа Чайтаньи Махапрабху».
Когда Господь Чайтанья ходил в школу,
Мукунда Датта был его товарищем, и они часто спорили. В этих спорах Господь Чайтанья Махапрабху порой применял против Мукунды разные логические уловки. Это описано в одиннадцатой и двенадцатой главах Ади-кханды «Чайтанья-бхагаваты». Когда Господь Чайтанья Махапрабху вернулся из Гаи,
Мукунда Датта ублажал Его слух пением стихов о кришна-лиле из «Шримад-Бхагаватам». Именно благодаря ему Гададхара Пандит Госвами стал учеником Пундарики Видьянидхи, о чем рассказано в седьмой главе Мадхья-кханды «Чайтанья-бхагаваты». Когда
Мукунда Датта пел во дворе Шривасы Пандита, Махапрабху танцевал под его пение, а когда Господь Чайтанья в течение двадцати одного часа являл экстаз сата-прахария,
Мукунда Датта своим пением ознаменовал начало этого действа.
Иногда Господь Чайтанья Махапрабху ругал Мукунду Датту, называя его кхададжатхийа бета, поскольку тот посещал различные мероприятия, устраиваемые непреданными. Об этом можно прочитать в десятой главе Мадхья-кханды «Чайтанья-бхагаваты». Когда Господь Чайтанья нарядился богиней процветания в доме Чандрашекхары, первым запел
Мукунда Датта.
Еще не сказав никому о Своем желании принять санньясу, Господь Чайтанья пришел к Мукунде Датте, и
Мукунда Датта тогда попросил Господа продолжить санкиртану еще несколько дней, отложив принятие санньясы. Об этом
говорится в двадцать шестой главе Мадхья-кханды «Чайтанья-бхагаваты». Когда Гададхара Пандит, Чандрашекхара Ачарья и
Мукунда Датта узнали от Нитьянанды Прабху о намерении Господа Чайтаньи принять санньясу, они отправились в Катву и подготовили все необходимое для киртана и церемонии посвящения Его в санньяси. А когда Господь стал санньяси, все они последовали за Ним. Шри Нитьянанда Прабху, Гададхара Прабху и Говинда сопровождали Его до самой Пурушоттама-кшетры (Джаганнатха-Пури). Об этом рассказывается во второй главе Антья-кханды «Шри Чайтанья-бхагаваты». В месте под названием Джалешвара Нитьянанда Прабху сломал посох Господа Чайтаньи. Мукунда Датта присутствовал при этом. Каждый год он приходил из Бенгалии, чтобы повидаться с Господом Чайтаньей в Джаганнатха- Пури.
День Ухода Шридхара Пандита. В вечных играх Кришны Шридхар Пандит был одним из 12 Гопалов по имени Кусумасава. Во времена Шри Чайтаньи Махапрабху он родился как Шридхар, который также имел прозвище Кхолавеча – продавец бананов. Шридхар Пандит был бедным брахманом из Навадвипы, который жил за счет бананового сада. Гауранга Махапрабху любил заканчивать киртан возле его дома, так чтобы преданные могли отдохнуть. Махапрабху часто торговался с ним из-за цены на и так дешевые бананы, а, также шутя, пытался разгневать Шридхара, но ему это никогда не удавалось. Шридхар Пандит осознавал величие Махапрабху.
После того как Шри Чайтанья Махапрабху принял санньясу и отправился в Пури, Шридхар Пандит ходил каждый год из Навадвипы в Пури, чтобы встретиться с ним во время Ратха-ятры.