Гьяна необходима, особенно вначале. Мы должны разбираться в бхакти-таттве и другой таттве. Благодаря таттва-гьяне и сиддханте ум станет устойчивым, что позволит сконцентрироваться. Немного гьяны – это хорошо, она не покроет бхакти, в отличие от имперсональной гьяны.
Когда кто-то умирает, то, согласно карма-канда-шастре, родственники должны провести церемонию по усопшему – шраддху – и раздать пожертвования. Почему? Если человек, находясь в этом мире, осознанно или нет совершает греховные поступки, последуют реакции – ему придется отправиться в ад и страдать. Церемонию шраддхи совершают потомки, предлагая прасад покойным родственникам и освобождая их тем самым от страданий.
Если Вайшнав воспевал харинаму всю свою жизнь, нужно ли проводить для него шраддху? Может ли он пойти в ад? Будет ли он страдать? Нет. Для Вайшнавов нет необходимости делать шраддху. И все же Вайшнавы могут проводить шраддху по своим усопшим родственникам. Почему? Они пригласят на церемонию много садху и всех своих родственников. Каждый получит величайшее благо: ведь они поучаствуют в харинама-санкиртане, послушают хари-катху, примут маха-прасад. Но в то же время Вайшнавы не думают, что эта шраддха церемония поможет им в бхакти.
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж,
9 октября 2001 года, Шри Джаганнатха Пури, Индия