Сегодня мы отмечаем уход одного из самых возвышенных ачарий в нашей линии – Шри Баладевы Видьябхушаны; также сегодня день явления Гангаматы Госвамини и день, когда Ганга низошла в этот мир. Итак, сегодня три праздника. В Индии, во всех наших Матхах будут проводиться большие фестивали хари-катхи в честь этих великих вайшнавов.
Баладева Видьябхушана родился в Ориссе, рядом с Джаганнатха Пури, недалеко от озера Шилка. Он был блестящим учеником, еще в период отрочества он изучил все Веды, Упанишады и другие писания. Его особенно привлекала «Веданта», он прочел комментарии Шанкарачарьи на «Веданту», но хотел изучить ее глубже, поэтому он отправился в Южную Индию в город Майсур. Там
БаладеваВидьябхушана изучил комментарии на «Веданту» учителей основоположников (ачарий) четырех вайшнавских школ (сампрадай), такие как «Шри Бхашья» Рамануджи Ачарьи, «Париджата Бхашья» Нимбадитьи, «Шарирака Бхашья» Шанкары, «Сарвагья Бхашья» Вишнусвами, также все другие комментарии, как, например, «Бхаскара Бхашья». Он стал великим пандитом, знатоком «Веданты». После этого он вернулся к себе в Ориссу в надежде блеснуть своими обширными познаниями философских истин (таттвы).
Он шел в Пури и думал: «Прежде в этом месте жил Сарвабхаума Бхаттачарья и другие знатоки писаний. В их линии много ученых людей и я одержу над ними победу». Он пришел в Пури в то время, когда там находился Радха-Дамодара Госвами, возвышенный преданный в линии Шьямананды Прабху, ученик Шри Наянанды Прабху, который в свою очередь является учеником Расикананды Прабху. Радха-Дамодара Госвами, будучи очень ученым и образованным вайшнавом, скрывал свои знания, он был простым человеком, всегда воспевал святые имена и памятовал об играх Господа, следуя Шри Чайтанье Махапрабху и Шриле Рупе Госвами. Однажды
Баладева Видьябхушана пришел, чтобы победить его в споре, но, услышав все конечные заключения (сиддханту) о бхакти, он осознал: «Я – ничто по сравнению с ним, я ничего не знаю, и похож на неразумное дитя».
Баладева Видьябхушана стразу же предался лотосным стопам Радха-Дамодары Госвами и принял у него посвящение.
Затем
Баладева Видьябхушана отправился во Вриндаван и принял там прибежище у стоп Шрилы Вишванатха Чакраварти Тхакура. Во Вриндаване он написал свой комментарий на сандарбхи Шрилы Дживы Госвами: «Таттва-сандарбху», «Бхагават-сандарбху», «Кришна-сандарбху», «Бхакти-сандарбху», «Притти-сандарбху» и другие.
В то время Шриле Вишванатхе Чакраварти Тхакуру исполнилось уже сто лет. Будучи очень старым, он принял кшетра-санньясу. Кшетра- саннньяса означает, что человек живет либо во Враджа-дхаме, либо в Навадвипа-дхаме, либо Пури-дхаме и принимает обет никогда не покидать это место. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур принял кшетра-санньясу во Вриндаване. Он решил: «Я никогда не покину Вриндаван».
В то время возник спор между последователями школы Рамануджачарьи и Гаудия-вайшнавами. Пандиты этой школы, следуют путем вайдхи-бхакти, а так же принимают варнашрама-дхарму, поэтому они спрашивали: «Как возможно, что Шримати Радхика, не являясь женой Кришны, стоит рядом с Ним на алтаре?! Это неправильно». Это был их первый вопрос. Второй касался того, что имя Шримати Радхики не упоминается ни в одном священном писании. Третий вопрос был о том, что Гаудия-вайшнавы, по их мнению, не принадлежат ни к одной из признанных ведами вайшнавских школ (сампрадай). Они говорили так: «Есть лишь четыре сампрадаи: Шри Лакшми-, Брахма-, Рудра- и Санака-сампрадаи. В Кали-югу четыре великих ачарий возглавили эти сампрадаи: Рамануджа в Шри-сампрадае, Мадхвачарья в Брахма-сампрадае, Вишнусвами в Рудра-сампрадае и Нимбадитья в Санака-сампрадае. Откуда появились эти Гаудия-вайшнавы? Мы не признаем их, у них нет своих комментариев на «Веданта-сутру», поэтому мы не можем принять их философию».
Было задано очень много вопросов. Царь Джайпура попросил Шрилу Вишванатху Чакраварти Тхакура прибыть на место диспутов, но тот отказался и послал вместо себя своего ученика Баладеву Видьябхушану.
Баладева Видьябхушана прибыл туда вместе с другим выдающимся учеником Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура, и вдвоем они разбили все аргументы вайшнавов из школы Рамануджи.
Баладева Видьябхушана цитировал множество шлок из Пуран, Вед, Упанишад и «Шримад Бхагаватам», в которых везде описывается Шримати Радхика вместе с Кришной. Радхика – олицетворение Его могущества, поэтому Они не могут быть отделены друг от друга.
Баладева Видьябхушана рассказал записанную Джаядевой Госвами историю о том, как Радхика вышла замуж за Кришну. Доказательством чему так же является история с Брахмой, когда тот украл всех пастушков и телят, а Кришна принял форму всех мальчиков. В тот год Гаргачарья объявил, что все гопы (пастухи) должны выдать своих дочерей замуж, потому что год очень благоприятен для свадеб, поэтому тогда дочери всех гопов вышли замуж за пастушков, которыми на самом деле был Кришна. Так все девочки вышли замуж за Кришну.
Баладева Видьябхушана привел стихи из «Шримад Бхагаватам», например вот этот:
анайарадхита нунам бхагаван харир ишвараха
йан но вихайа говинда прито йам анайад рахаха
«О подруги! Шри Радхика намного счастливее всех нас! Несомненно, Она совершала высочайшую арадхану (поклонение) Бхагавану Шри Хари и потому получила имя Радхика. Очень довольный Ею, Говинда оставил нас на раса-стхали и удалился с Ней в уединенное место» («Шримад Бхагаватам», 10.30.28).
Баладева Видьябхушана процитировал множество стихов из Вед и так доказал, что Радхика – внутренняя энергия Кришны, Им нет необходимости жениться. Последователи школы Рамануджа вынуждены были принять эти аргументы.
Затем пандиты заговорили о том, что Гаудия-вайшнавы не принадлежат ни к одной истинной вайшнавской школе. Баладева Видьябхушана доказал, что Гаудия-вайшнавы находятся в линии Шри Мадхвачарьи. Лакшмипати Тиртха, давший дикшу Нитьянанде Прабху, был учеником Шри Мадхвачарьи, также Мадхавендра Пурипада был учеником Лакшмипати Тиртхи.
Тогда последователи Рамануджи спросили: «Лакшмипати Тиртха получил инициацию от Вьяса Тиртхи, а Мадхавендра Пури от Вишну Пури, как же разрешить это противоречие?» Баладева Видьябхушана разъяснил этот прежде неясный момент. Шри Чайтанья Махапрабху был инициирован в Гае Ишварой Пури. Махапрабху следовал Ишваре Пури, который был в вайшнавской линии, а не Кешаве Бхарати, от которого он принял санньясу. Гуру – это тот, кто дает дикша-мантры. Ишвара Пури дал Чайтанье Махапрабху Гопала-мантру, поэтому Господь следовал вайшнавской традиции в линии Мадхавендры Пури. Таким же образом, хотя Мадхавендра Пури принял санньясу не в вайшнавской линии, он был инициирован Лакшмипати Тиртхой в Гопала-мантру. Номинально Мадхавендра Пури принял санньясу в школе Шанкары, так же как Чайтанья Махапрабху, но человек, от которого он принял санньясу, был вайшнавом, его звали Вишну Пури. И хотя Мадхавендра Пури носил невайшнавский титул «Пури», он был в школе Мадхвы, поэтому Гаудия-вайшнавы также принадлежат к Мадхва-сампрадае.
В наши дни существуют похожие трения во Вриндаване и Навадвипе. Есть люди, которые говорят: «Мы Гаудия-вайшнавы не принадлежим ни одной известной вайшнавской школе, мы независимы от них. Зачем Чайтанье Махапрабху принимать прибежище в какой-либо школе? Он ведь Сам Кришна!»
Но такие аргументы неверны. У Шри Кришны был гуру Сандипани Муни, а у Господа Рамачандры – Васиштха Муни, они приняли их своими учителями. Кришна не занимается основанием школ. Это делают только воплощения Его энергии и Его спутники. Лакшми, Брахма, Вишнусвами – все спутники Кришны. Иначе, если бы Кришна возглавлял школу (сампрадаю), она называлась бы Кришна-сампрадая, а не Брахма-сампрадая. Названия сампрадай восходят к именам преданных: Шри-сампрадая, Брахма-сампрадая, Рамануджа-сампрадая и так далее.
В наши дни говорят, что Гаудия-вайшнавы образуют отдельную и полностью независимую сампрадаю, но Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Джива Госвами, а прежде Шрила Гопал Бхатта Госвами и Шри Кави Карнапур считали себя последователями Мадхва-сампрадаи; поэтому мы также принимаем Мадхва-сампрадаю, этому учит Баладева Видьябхушана в своих книгах.
Говорят, что Баладева Видьябхушана получил инициацию в Мадхва-сампрадае, затем он стал общаться с Шрилой Вишванатхой Чакраварти Тхакуром, но сам никогда не следовал Гаудия-вайшнавизму. Но это абсолютно неверно. Если бы Баладева Видьябхушана не был в нашей линии, как бы он смог объяснить все сандарбхи?
Баладева Видьябхушана принял Шри Чайтанью Махапрабху как самого Кришну, написал все книги в линии Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, также прокомментировал «Лагу-бхагаватамриту» Шрилы Рупы Госвами, все книги Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура и Шрилы Рупы Госвами. Он был рупануга-вайшнавом.
Думаю, если бы в то время не было Шрилы Баладевы Видьябхушаны, название «Гаудия-вайшнавизм» исчезло бы. Он утвердил все истины, прежде установленные Чайтаньей Махапрабху, поэтому он действительно принадлежит Гаудия-вайшнавской сампрадае. Но если вы поедете во Вриндаван, найдутся люди, которые будут говорить подобным образом.
В наши дни, как сто лет назад, ведутся подобные споры, но Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати и другие наши учителя опровергли все ложные доводы. Мой Гуру Махарадж написал об этом книгу, я хочу опубликовать ее с подробными комментариями и примечаниями, очень скоро я сделаю это.
Баладева Видьябхушана – выдающийся ачарья в нашей сампрадае.
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Лос-Анджелес, Калифорния, 4 июня 1998 года