День Ухода Шри Годадхара даса Госвами
Кришна взял подобную золоту красоту Шримати Радхики и пришел в облике Чайтаньи Махапрабху, Гаурачандры. В действительности это Кришна который пришел только для того, чтобы исполнить три Своих желания — шри радхайах пранайа махима кидришо ванайаива, и распространить повсюду милость, даровать эту прему всем дживам пребывающим здесь. Все это потому, что Он очень милостив и Он является расикой. Расика-шекхара кришна парама каруна э дуи хету — Он очень милостив, вот почему Он дарует кришна-прему дживам. Но какую кришна-прему? Шри прему — красоту бхакти. Что является красотой уннатоджвала-расам сва-бхакти-шрийам? Это цель Рупы Госвами. Он совершает сокровенное служение Шримати Радхике. Мы можем удостоиться только того, чтобы участвовать в этом. Мы не можем стать Лалитой, Вишакхой, Читрой, Чандравали или кем-то еще в этом роде. Мы не такие. Итак, если Кришна перенял красоту и настроение Радхики, означает ли это, что Радхика теперь осталась без ничего? Нет! Он лишь пробовал то, что Шримати Радхика делает во время встречи или в разлуке: как она счастлива служа Кришне и как сильно страдает в разлуке, когда Кришна уходит пасти коров или когда Он уходит в Матхуру или Двараку, или когда Шримати Радхика являет ман, ревнивый гнев. Иногда у Кришны тоже проявляется ман.
В этих играх Чайтаньи Махапрабху, Гададхара прабху всегда очень внимательно следил за тем, чтобы Кришна правильно играл роль Шримати Радхики. Если он замечал какое-то искажение или упущение, он отчитывал Кришну и поучал: "Мое настроение вот такое". Чайтанья Махапрабху вошел в это настроение Шримати Радхики когда Он вернулся из Гайи, тогда он играл эту роль: "О Кришна, где же ты?"
айи дина-даярдха натха хе
матхура-натха кадавалокйасе
хридаям твад-алока-катарам
дайита бхрамьями ким каромй ахам
(Ч.ч. Мадхья, 4.197)
Есть так же еще одна шлока, которую повторял Мадхавендра Пури: хе кришна! хе чапала! хе карунайка-синдху! (Ч.ч. Мадхья, 2.65) Или шлоку из Шримад Бхагаватам: хе натха! хе рамана! хе прештха! кваси кваси махабхуджа крипанайа вйасвйасате сакхе даса (так же в Ч.ч. Ади, 6.71)
С самого детства Гададхара Пандит был другом Чайтаньи Махапрабху. Они играли вместе в полях Навадвипы. Они были вместе и после, когда пошли в школу и когда Махапрабху вернулся из Гайи. Когда Чайтанья Махапрабху принял отреченный уклад жизни и оставил все мирское, они вместе отправились в Джаганнатха Пури. В Пури Гададхара Пандит принял обет: "Я никогда не выйду за пределы святой земли Джаганатха Пури". Но когда Чайтанья Махапрабху уходил во Вриндаван, Гададхара хотел отказаться от своего обета кшетра-санйасы. Чайтанья Махапрабху тогда дал клятву Самому следить за исполнением обета Гададхары. В действительности, Чайтанья Махапрабху думал: "Я должен идти во Вриндаван один. Иначе, если Гададхара пойдет вместе со Мной, все поймут что Я Кришна". Его беспокоило, что присутствие Гададхары откроет Его настоящий облик. Гададхара Пандит сопровождал Его до одной деревни в Ориссе, где протекала очень большая река. Здесь Махапрабху запретил ему идти дальше: "Дальше ты не можешь идти со Мной. Ты должен остаться здесь. Я поклялся, что ты не нарушишь свой обет". Гададхара Пандит готов был упасть без чувств, но Махапрабху отправился во Вриндаван один, с двумя ни кому не известными брахманами.
Когда Махапрабху вернулся в Пури, Он был вместе с Гададхарой Пандитом в храме Гопинатха, Тота-Гопинатха. Как-то раз Гададхара Пандит, читал для Него Шримад Бхагаватам. Вдруг Чайтанья Махапрабху встал и сказал: "Гададхара! Я хочу дать тебе что-то, что очень близко и дорого Мне".
— Я хочу принять это.
— Разгреби песок вон в том месте.
Гададхара убрал немного песка — там был Гопинатх! Из песка появилось необычайно прекрасное божество и Махапрабху дал его Гададхаре Пандиту со словами: "Это мое сердце. Ты должен всегда поклонятся этому Божеству". Таким образом Гададхара прабху начал это поклонение.
Однажды Нитьянанда прабху принес с Собой одежды и замечательный рис, и дав это Гададхаре сказал: " Приготовь из этого рис, шак и все что пожелаешь". Гададхара Пандит был очень исскусен в приготовлении кушаний поскольку Он это Радхика, а все что Она готовит, вкуснее нектара. Он очень быстро приготовил рис, принесенный Нитьянандой прабху, а вастра, или одежды, отдал Гопинатхе. Гададхара Пандит взял немного тетула патта, тамариндовых листьев и приготовил из них замечательную расалу. Затем он взял немного лесного шака, зеленых листьев, и приготовил из них великолепное сабджи. После, он предложил все это, и Нитьянанда прабху уже было собрался почтить прасадам, как вдруг появился Чайтанья Махапрабху и сказал: "О Гададхара! Ты обманул Меня? Почему ты не пригласил Меня? Вы с Нитйанандой собираетесь почитать прасадам сами? Я тоже хочу маха-прасадам". Он сел рядом с Нитьянандой прабху и они вместе почтили прасадам, и были очень довольны.
Спустя какое-то время Гададхара Пандит вновь читал Шримад Бхагаватам для Махапрабху. Какую часть Бхагаватам они читали? Когда Кришна исчез с раса-лилы. Махапрабху и Гададхара Пандит пели в один голос и в то же время плакали:
тава катхамритам тапта-дживанам
кавибхир идитам калмашапахам
шравана-мангалам шримад ататам
бхуви гринанти йе бхури-да джанаха
(ШБ 10.31.9)
Гададхара прабху воспевал это в такой сильной разлуке, что сердце Махапрабху расплавилось. Он заплакал. Вдруг Он бросился в храм, устремился к Гопинатхе и слился с Ним. Гададхара прабху ждал возвращения Чайтаньи Махапрабху, но Тот никогда уже не вернулся, никогда не вернулся. Силы оставили Гададхара Пандита, он повалися наземь и стал кататься, восклицая: " О Махапрабху! Куда же ты ушел? Ты оставил нас!"
На зрелой стадии премы появляется маха-вираха агни, который подобен коти коти пралайагни. Во время разрушения творения, оно сгорает в огне, исходящем из третьего ока Шанкары. Но огонь разлуки в лакхи и лакхи раз сильнее, он несет с собой невероятные муки. Каждое мгновение разлуки мучительно — арти, наполнено болью. Гопи взывают в разлуке: "О Кришна, где же ты, где ты?" Вот так. Но боль этой вирахи (разлуки) становиться величайшим анирвавачанийа сампати, ни с чем не сравнимым богатством. На таком уровне это богатство возвышается в танце над всеми видами счастья, танцует на головах всех ананд. Это называется випраламбха-раса. Внешне это кажется мучительнее жара кроров и кроров (миллионов) пралайагни, огней опустошения вселенной. Но вместе с тем приходит анирвачанийа ананда (неописуемое блаженство). Когда Кришна видит это, сердце Его тает.
Сердце Чайтаньи Махапрабху расплавилось от вираха-агни Шрилы Гададхары Пандита. Мы не поймем это до тех пор, пока не будем во Врадже и сами не почувствуем эту разлуку. Мы не можем кому-либо описать это, но это высочайшее переживание. Если мы не знаем что такое разлука, мы не сможем насладиться встречей с Кришной. Поэтому сердце Кришны тает, когда Он видит чувства преданного в разлуке. Мы в нашей садхане не чувствуем разлуки. Но если вы не чувствуете разлуки с Кришной, как вы можете делать что-то для Него? Тогда мы не сможем совершать никакой садханы. Но если мы чувствуем разлуку, вот тогда это будет настоящей садханой. Тогда наше бхакти будет усиливаться все больше и больше. Когда мы вступим на стадию бхава-даша, тогда в наших сердцах проявится некоторая абхаса (намек) на это вираха-агни. На этом уровне проявляется сиддха-шарира (совершенное тело).
Обычным людям не дано знать такое чувство разлуки. Порой они смеются, когда видят это. Однажды Девананда Пандит читал Бхагаватам. Когда Шривас Пандит услышал шлоку: бархапидам ната-вара-вапух... (ШБ 10.21.5), он упал наземь и стал кататься и громко рыдать. Все пандиты Навадвипы начали смеяться над ним и подшучивать. Они подхватили его и выбросили на улицу. Узнав об этом, Чайтанья Махапрабху пришел в страшный гнев: "Даже о Бхагаване им ничего не ведомо, вот почему они смеются и шутят". Поэтому Шримад Бхагаватам говорит: мукти садати сва-бхакти йогам... Кришна с легкостью дает освобождение и все материальные блага. Он очень легко дарует мукти, но вот эту прему Кришна не даст. Почему? Потому что им неведомо чувство разлуки. Вместо этого они смеются над преданными. Вот почему Кришна не дает им прему. Он дает это только редким душам, очень редким, невероятно редким. Бхактивинода Тхакур одна из таких редчайших душ. Он воплощение, проявление Шрилы Гададхары Пандита — гаура шакти сварупайа. Гаура-шакти это Сам Гададхара, и в то же время, Он — Сама Шримати Радхика. Поэтому если мы примем прибежище у лотосных стоп Гададхары Пандита и Бхактивиноды Тхакура, тогда мы вступим на путь и очень скоро войдем в царство бхакти, царство шуддха-бхакти.
Гаура премананде!
Шрила Бхактисиддханта Нараяна Госвами Махарадж, 4 июля 1997 год.
День Ухода Шри Дхананджая Пандита
"Чайтанья-Чаритамрита" Ади-лила, глава 11 стих 31:
Шестнадцатым по счету слугой Нитьянанды Прабху был Дхананджая Пандит. Он был очень дорог Нитьянанде. В высшей степени отрешенный, он всегда был поглощен любовью к Богу.
КОММЕНТАРИЙ: Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет в «Анубхашье»: «Пандит Дхананджая жил в деревне Шитала в окрестностях Катвы. Он был одним из двенадцати гопал. Согласно «Гаура-ганоддеша-дипике» (127), в кришна-лиле его звали Васудамой. Деревня Шитала-грама приписана к полицейскому участку Мангалакота и почтовому отделению Кайчара в районе Бурдвана. Станция Кайчара стоит на узкоколейной ветви, соединяющей Бурдван и Катву. Деревня Шитала находится в полутора километрах на северо-восток от этой станции. Прежде храм в этой деревне располагался в глинобитной хижине. Затем заминдары из рода Малликов из Баджаравана Кабаши построили большое здание для храма, но, придя в запустение, за последние шестьдесят пять лет он совсем разрушился. Фундамент храма еще виден. Поблизости от него стоит колонна с туласи. Каждый год в месяц карттика (октябрь-ноябрь) здесь отмечают уход Дхананджаи. Рассказывают, что в течение некоторого времени Пандит Дхананджая участвовал в группе санкиртаны, руководимой Шри Чайтаньей Махапрабху, после чего отправился во Вриндаван. Перед уходом Пандит Дхананджая какое-то время жил в деревне Санчадапанчада, что в девяти километрах к югу от железнодорожной станции Мемари. Иногда эту деревню также называют Дхананджаера Пата, то есть «место Дхананджаи». Пожив там некоторое время, Дхананджая поручил поклонение своему ученику и отправился обратно во Вриндаван. Возвратившись из Вриндавана в Шитала-граму, он установил в храме Божество Гаурасундары. Потомки Пандита Дхананджаи по сей день живут в Шитала-граме и заботятся о поклонении в храме».
День Ухода Шри Шриниваса Ачарьи
Вы знаете
Шриниваса Ачарью. Когда Махапрабху принял санньясу, один человек стоял рядом. Его имя было Падманабха. Он был школьным другом Махапрабху в Навадвипе и был особо очарован Шри Гаурангой, Нимаем Пандитом. Возле Катвы есть одна деревня Джадиграм, там находился дом отца его жены. А его собственный дом был расположен в Чакунде, на противоположном берегу [Ганги]. В тот день он направлялся из дома отца своей жены в свой дом. По дороге он услышал, что Нимай Пандит принимаетсанньясу. Он бросился туда, чтобы увидеть это, и, словно статуя, как вкопанный, стоял и наблюдал всю церемонию и наполовину обезумел.
Когда церемония завершилась, Махапрабху бросился в джунгли со словами: «Я иду во Вриндаван». И этому человеку (Падманабхе) пришлось вернуться обратно домой, на другой берег Ганги. Но он был настолько ошеломлен, наполовину лишен сознания, безумен, что ничего не мог произнести, кроме «Чайтанья». ИмяМахапрабху было Чайтанья — он услышал это и повторял. О чем бы его ни спрашивали, он отвечал: «Чайтанья». Только это слово. С тех пор его стали звать Чайтанья Дас. Сначала его звали иначе (Падманабха), но он стал говорить исключительно: «Чайтанья, Чайтанья», и его стали называть Чайтанья Дас.
Говорится, что однажды он встретил Махапрабху Шри Чайтаньядева в Пури. В каких-то источниках об этом сказано. Он приехал в Пури со своей семьей. Махапрабху намекнул, дал понять ему: «У тебя будет очень преданный ребенок». Махапрабху сказал Своему старому школьному другу: «У тебя будет ребенок, и этот ребенок станет великим преданным». Когда он [Падманабха, Чайтанья Дас] вернулся, Шринивас Ачарья появился на свет. Говорится: подобно луне Шринивас восстал из лона своей матери. Когда он вырос, он был очень красив собой. Не только это — его ум и все его существо были исполнены любви к Шри Чайтаньядеву.
Когда его отец умер, он был юн. В четырнадцать или пятнадцать лет, в отрочестве, он отправился в Навадвип. Он сидел на том гхате, в том месте, где происходила свадьба Махапрабху: на берегу Ганги, рядом с домом Нимая Пандита. В это время на берег пришла Вишнуприя Деви, чтобы совершить омовение неподалеку от своего дома, и увидела этого мальчика пятнадцати лет или около того. Он был наполовину безумен, пребывая в состоянии транса, медитации. Она увидела, что он давно не ест, постится. Он был бледен, был погружен в глубокую медитацию на что-то. Она сжалилась над ним и отвела его к себе домой, где накормила его. Со временем он решил отправиться в Пури и услышал, что Махапрабху ушел. Тем не менее, он отправился туда, чтобы встретить Пандита Гададхара.
Гададхар Пандит сказал ему: «Махапрабху попросил меня обучить тебя «Бхагаватам». Однако копия книги, которая у меня есть, не годится для того, чтобы учить тебя». Главным образом из-за того, что буквы были наполовину размыты слезами. «Пожалуйста, — сказал Гададхар Пандит, — найди копию «Бхагаватам» в Шрикханде, попроси у них хорошую копию от моего имени». Шринивас Пандит отправился туда, нашел копию и вернулся в Пури. Но к тому времени Гададхар Пандит покинул мир. Что делать? Он вынужден был вернуться обратно. В это время Нароттам Прабху, Шьямананда встретились и совершали паломничество по различным местам Навадвипы. Так говорится.
Эти трое [Нароттам Дас Тхакур, Шьямананда Прабху и Шринивас Ачарья] постарались отправиться во Вриндаван, чтобы обрести общество Рупы,Санатаны, Рагхунатха и других. Гададхар Пандит, Сварупа Дамодар и другие образованные преданные покинули Пури к тому времени, поэтому они отправились во Вриндаван, чтобы обрести общество Рупы, Санатаны и других вайшнавов.
Когда они дошли до Аллахабада, они услышали разговоры о том, что Санатана Госвами оставил этот мир. Они были крайне разочарованы, но продолжали идти в сторону Вриндавана. Когда они достигли Матхуры, то услышали: «Прошлой ночью Рупа Госвами покинул мир». Крайне разочарованные, они все же достигли Вриндавана и вечером присутствовали на арати в старом большом храме Говиндаджи. Собралась огромная толпа, и с великим энтузиазмом люди принимали участие в арати. Они присоединились к собравшимся, видя великолепие поклонения.
Из-за долгого путешествия, из-за того, что сердце было разбито, Шринивас Ачарья потерял сознание во время арати и упал в нат-мандире на пол. Когда он очнулся, то обнаружил, что Джива Госвами заботится о нем, ухаживает за ним. Он упал в какой-то части нат-мандира — об этом сообщили Дживе Госвами, последний пришел и позаботился о Шринивасе.
Затем эти трое некоторое время жили во Вриндаване и получили дикшу, посвящение: Шринивас — от Гопала Бхатты, Шьямананда — от Дживы Госвами, а Нароттам Тхакур — от Локанатха Госвами, после чего были отправлены обратно в Бенгалию, чтобы проповедовать. Все книги, составленные Санатаной, Рупой, Дживой, были доверены им. Джива Госвами решил отправить эти книги в Бенгалию вместе с ними.
Были снаряжены две телеги, запряженные волами, — на них и перевозили книги. Они шли пешком, сопровождая эти телеги, — все книги, включая «Чайтанья-чаритамриту». Затем — вы знаете эту историю: книги потерялись в округе Бакура возле Вишнупура. Книги похитил некто Бирхамбхир, лидер диваси(местных жителей).
Один астролог сказал ему, что на этих телегах перевозятся сокровища, драгоценности, и ночью люди Бирхамбхира похитили содержимое телег. Вайшнавы обнаружили, что книги похищены, они пытались их найти, но безуспешно. Тогда Нароттам ушел, Шьямананда вернулся домой в Миднапур, на север Бенгалии. Шринивас же был главой группы: ответственность главным образом лежала на нем. Он не мог уйти, не попытавшись обнаружить следы пропавших книг. Он — юноша в полубезумном состоянии — бродил по этой местности.
Он узнал о том, что Бирхамбхир, правитель местности Вишнупур, — преданный, и что он каждый день устраивает класс «Бхагаватам», чтение «Бхагаватам» по вечерам. И что есть один пандит по имени Вьяс — его Гуру, царский Гуру, который объясняет «Бхагаватам». Так Шринивас Ачарья стал посещать лекции.
Обычно люди считали его полубезумным юношей. Он присутствовал при чтении «Бхагаватам», скрывая, кто он. Но однажды, когда Вьяс объяснял «Бхагаватам», в его объяснение вкралась некая ошибка, и неосознанно Шринивас заметил: «Это неправильно, смысл толкования неправилен, истинный смысл таков». Внимание всех присутствующих было обращено на него.
«Кто это? Мы все считали его безумным, но он, оказывается, — великий знаток «Бхагаватам». Он указал на ошибку в объяснениях нашего Гуру, самого прославленного знатока «Бхагаватам» в этой области». Все стали расспрашивать его: кто он.
И тогда он представился им: «Я такой-то. Мы потеряли наши книги, книги Госваминов. Все богатство нашей жизни, нашей сампрадаи было потеряно. А ответственность лежала на мне, мне доверили перевезти эти книги, но ночью их похитили». Тогда Бирхамбхир признался: «Мы храним эти книги в царской сокровищнице».
Шринивас Ачарья захотел посмотреть на книги, и был отведен в комнату, где они хранились. Он сказал: «Я хочу совершить пуджу (поклонение) этим книгам. Устройте все необходимое». Принесли [необходимые] ингредиенты, и он началарати. Затем открыли сундуки и обнаружили все книги в целости и сохранности. Тогда Шринивас Ачарья попросил царя отправить гонцов к Нароттаму и Шьямананде. Это было устроено, и все были удовлетворены, счастливы найти книги.
Шринивас Ачарья обычно жил в доме своей матери. Поскольку Махапрабху попросил Гададхара Пандита обучить его «Бхагаватам», хотя физической связи с учителем и не было, но автоматически Шринивас Ачарья стал знатоком «Бхагаватам» благодаря силе желания Махапрабху. Все жители местности были очарованы, слушая его объяснения «Бхагаватам».
Нароттам Тхакур был сыном богатого человека. Он хотел возвести большой храм, чтобы начать поклонение Махапрабху и Радха-Кришне. Была организована пышная церемония, и все вайшнавы — особенно последователи Махапрабху иНитьянанды Прабху — пришли туда. Нитьянанда Прабху покинул мир к тому времени. Джахнава Деви (Его первая супруга) и все последователи Нитьянандысобрались. Шринивас был лидером. Он проводил церемонию установки Божества. Праздник был настолько чарующим! Киртан. Говорится, что Махапрабху и Его спутники низошли, когда процессия обходила храм после установки Божеств Махапрабху и Радха-Говинды.
Санкиртана была настолько интенсивной, что Махапрабху и все Его паршадыбыли привлечены ею и явились там. Их можно было увидеть — праката иапраката: вайшнавов, которые уже ушли из этого мира, и тех, которые присутствовали, их можно было видеть вместе. Говорится, что некоторые видели их.
Затем до конца своих дней Шринивас Ачарья пытался проповедовать учение Махапрабху.
Гаура-Харибол! Нитай-Гаура-Хари!
Шринивас Ачарья написал санскритскую поэму, которую наш Свами Махарадж пел в Америке:
"ванде рӯпа-сана̄танау рагху-йугау ш́рӣ джӣва-гопа̄лакау"
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж
13 ноября 1983 года, Навадвип Дхам, Индия